Дворец (замок) жака кёра в бурже, рассвет средневековой готики

Детали оформления: орнаменты, камины, двери, окна

Любой готический интерьер сложен и насыщен, стиль предполагает такое большое количество деталей, что даже обыкновенный потолочный бордюр может представлять самостоятельное произведение искусства.

Фальш-лепнина. В ходе отделочных работ мастера нашли несколько способов удешевить работу. Обычно готические интерьеры оформлялись резными каменными орнаментами, что сильно затягивало процесс отделки и делало цену работ невероятно высокой. В «Земляничном замке» все орнаменты выполнены либо из дерева (это допустимо в традиционной готике), либо из папье-маше (состав на основе обычной бумаги). Последнее было просто уникальной находкой, благодаря простоте использования материала получилось быстро создать сложные потолочные узоры парадных гостевых залов.

Потолочный декор из папье-маше

Когда началось строительство Уолпол разослал письма своим друзьям со следующим содержанием: «Я собираюсь построить в Строберри Хилл маленький готический замок, если Вы можете найти для меня старинные цветные стекла, оружие или что-нибудь подобное, я буду Вам чрезвычайно обязан». Автор кропотливо работал, воссоздавая атмосферу древности, но историческая реконструкция не была главной задачей. Созданные интерьеры не копируют в точности старинные образцы, многое было привнесено самим Горацием.

Настенное панно из доспехов в холле

Особого внимания заслуживают камины, а точнее оформление их порталов. Каждый камин в доме имеет самостоятельное декоративное оформление, проработанное самым тщательным образом.

Главный камин в галерее

В целом, интерьер замка богат и роскошен, многие отдельные элементы были разработаны специально и органично вписаны в общее готическое оформление. Стоит отметить: резьбу по дереву, зеркальные двери, уникальную мебель. Кстати, зеркальные двери вообще не применялись никогда ранее в готических замках.

Витражи были вставлены в верхнюю часть оконных рам, чтобы не закрывать вид на парк и реку.

Фасад

Основными характеристиками фасада в готическом стиле являются:

  • Высокие стены, иногда с имитацией колонн или полуколонн;
  • Удлинённые стрельчатые окна больших размеров. Могут быть как одиночными, так и сгруппированными, с более крупным в центре. Как правило, имеют массивную раму и витражные узоры, иногда даже на простом стекле;
  • «Роза» — окно круглой формы, разделённое фигурным каркасом на симметричные относительно центра элементы, напоминающие лепестки цветка или части звезды;
  • Портал. Представляет собой, оформленный особым образом, главный вход в здание. Предназначается для визуального увеличения дверного проёма, что достигается путём его многократного повторения. Может содержать карнизы, наличники или пилястры, дополненные барельефами и скульптурами;
  • Треугольные фронтоны (вимперги) — выступающие части фасада здания, ограниченные по бокам двумя скатами крыши и карнизом в основании. Применяются для оформления балконов и входов;
  • Массивные кованые двери. Для соответствия готическому стилю, их проёмы должны иметь вытянутую, заострённую форму с глубоким сводом, украшенным скульптурным орнаментом.
  • Арочные конструкции, в том числе — полуарки. Призваны придавать строению визуальную воздушность и невесомость.

    Фасад в готическом стиле

    «Портал» в готическом стиле

    «Роза» в готическом стиле

1.3 Особенности оформления сводчатых потолков в готическом помещении

Существует большое количество вариантов оформления сводчатых потолков: художественная роспись, специальные орнаменты из камня.

Галерея в монастыре украшена в стиле перпендикулярной готики

Потолочные орнаменты в стиле . Перед нам орнамент похожий на ветви кустарника, который окутывает стены и потолок. Такой тип оформления является наиболее сложным в готике

Роспись потолка и колонн главного зала, Замок Альбрехтсбург

Вариант художественной росписи потолка и колонн в . Яркие цвета и мелкий детализированный орнамент покрывает все поверхности. Готические росписи отличаются высоким мастерством и утончённостью.

Столовая со сводчатым потолком, Замок де Хаар

Освещение сводчатого потолка

Потолок в столовой был создан в XIX веке. Архитектор мастерски использовал систему освещения на сводчатом потолке. Ведь своды обеспечивают «игру» света и тени, создавая сильное впечатление на зрителя.

Замки, которые покоряют

Романский стиль. В Средние века наличие замка демонстрировало не только знатное иерархическое положение своих владельцев, но и было обязательным условием безопасности. Именно тогда, практически одновременно, в Англии зародился нормандский, а в Европе романский стили, которые были идентичны в своих архитектурных особенностях. Крепости строились с большими нишами в форме арок, которые напоминают отголоски римской архитектуры, узкими окнами-бойницами, зубчатыми внутренними галереями. Англосаксонские замки были абсолютно лишены декора, не отличались изяществом, зато их неоспоримым преимуществом было удобство защиты семьи феодалов. Подъемные мосты, рвы с острым частоколом, амбразуры в мощных стенах и минимальные внутренние удобства.

Яркие примеры того времени: замок Хендингхем в Эсексе, Белая башня Тауэра.

Эпоха готики. Просуществовав до конца XII века, романский стиль уступил место готике. В основе готических замков – каркасные конструкции со стрельчатыми сводами, многообразие вытянутых заостренных арок, взлетающие ввысь шпили. Все элементы подчинены вертикали. В это время замки начали постепенно преображаться, превращаясь в великолепные дворцы. Фасад готических замков богато украшен вимпергами, тимпанами, архивольтами, а солнечный свет попадает во внутренние помещения через витражные окна.

Примеры готической архитектуры: замок аббатства Мон Сен-Мишель во Франции, замок Левенберг в Германии, замок Бран в Румынии.

Ренессанс. В начале XV века в Италии зарождается стиль Ренессанс, который лишь спустя столетие придет в Европу. Междоусобные войны практически закончились, а значит, исчезла и необходимость в строительстве замков-крепостей. На смену оборонительным сооружениям пришла мода на изящные сооружения. Вместо изломанных и устремленных по вертикали готических замков появились лаконичные замки-дворцы, вытянутые по горизонтали.

Архитекторы Ренессанса черпают вдохновение в античной эпохе, придавая большое значение симметрии и декоративной отделке фасадов. В оформлении активно используется лепнина, сграффито (декоративная штукатурка), четко прослеживается деление здания на этажи, непременным условием является ордерная система, наличие монументальных колонн, пилястр. Проектированием и строительством замков в эпоху Возрождения занимаются известные скульпторы и архитекторы: Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти, Рафаэль Санти, Гийом Сено, Жан Фуке, Колен Биар, Пьер Делорм, Бертран де Мейналь.

Замки Ренессанса отличаются утонченной архитектурой и многообразием авторских решений. Среди наиболее известных — замок Гайон в Нормандии, замок Шамбор во Франции, замок Чески Крумлов в Южной Чехии, Палаццо Питти в Италии.

Эпоха Ренессанса завершилась к концу XVII в., уступив пышному великолепию барокко. Замки превратились достояние истории, окончательно растворившись в дворцовой архитектуре.

Оформление жилых помещений в готическом стиле (гостиные, спальни и т.д.)

Нельзя сказать, что существуют какие-то строгие критерии для дизайна того или иного помещения. В готике приветствуется индивидуальность, многие известные интерьеры в старинных зданиях не имеют аналогов. На нашем сайте есть несколько тематических статей с примерами оформления отдельных помещений в различных стилистических направлениях готики (от средневековья до современности).

Тематические страницы

  • Готическая гостиная — 30 фото
  • Спальня — 45 фото
  • Кухня и столовая — 28 фото
  • Ванная — 25 фото
  • Прихожие и коридоры — 28 фото
  • Библиотека — 22 фото

Далее, мы приведём несколько примеров наиболее прославленных интерьеров знаменитых мастеров XIX века.

Английская гостиная в готическом стиле, Замок Истнор, 19 век

 – эталон английской готики. Интерьер был создан знаменитым английским декоратором готического направления Огастесом Пьюджином. Пьюджин разработал особую геральдическую концепцию интерьера. Гостиная была задумана, как сердце замка, в которой посетитель может увидеть и узнать всё о благородном семействе. Комната буквально переполнена геральдическими символами: фамильный герб над камином, символы на обоях, ковре, плитке, картины на стенах, которые свидетельствуют о биографиях членов семьи и даже именные литеры (буквы) «S» на мебели.

Гостиная имеет уникальные настенные составные пилястры (полуколонны), которые расходятся веером к потолку. Потолок роскошно украшен орнаментами. Потолочная люстра является точной копией люстры из готической церкви в Нюрнберге.

Спальня в готическом стиле, Замок Нойшванштайн

Спальня Короля Баварии Людовика II в замке Нойшванштайн – вероятно, самая знаменитая готическая спальня в истории мировой архитектуры.

Стены покрыты деревянными панелями в половину стены, подражая в этом интерьерам в английском стиле. Также стены украшает ковровая живопись, иллюстрирующая сцены из легенды о Тристане и Изольде. Колорит комнаты состоит из ведущего насыщенного ярко-синего цвета, который дополняется природным цветом темного дерева.

В спальне короля доминирует огромная кровать, украшенная резьбой. Четырнадцать резчиков работали более четырех лет над балдахином кровати с его многочисленными вершинами и над дубовыми панелями. Подножие кровати украшено рельефом на сюжет Распятия работы скульптора Филиппа Перрона, а у изголовья помещена живописная копия мозаики из собора Святой Софии в Константинополе, изображающая Мадонну и выполненная художником Андреасом Мюллером в технике масла по меди.

Прихожая в особняке Морозова в Москве

Эта роскошная прихожая была создана по проекту знаменитого русского архитектора . Она находится в особняке купца Морозова на Спиридоновке в Москве. Стены задрапированы яркой синей тканью с геральдическим орнаментом, а многочисленные декоративные детали выполнены из дерева и металла.

Спальня

В готическом интерьере спальни можно разместить массивную кровать, камин, шкаф, тумбу. Окна лучше зависеть плотными шторами темного цвета и занавесками. Освещенность помещения можно поддерживать благодаря размещению осветительных приборов. Торшеры, люстры, бра, должны соответствовать стилистике помещения.


Роскошная спальня в готическом стилеИсточник artsten.ru

В интерьере небольшой спальной комнаты разместили массивную кровать с большим изголовьем, отделанным серебристым велюром, старинный деревянный шкаф, зеркало в деревянной раме, прикроватный пуфик. Стену у изголовья отделали светлой тканью, прикроватные тумбочки дополнили оригинальными подсвечниками. Поверх черного напольного покрытия постелили светлый ковер с большим ворсом. Получилось довольно интересное и уютное помещение для отдыха и сна.


Дизайн интерьера в готическом стилеИсточник design-homes.ru

Интерьер спальни может быть оформлен в черно-коричневых тонах. Такой дизайн хорошо раскрывается в просторных помещениях, чем больше площадь, тем лучше. Для отделки стен использовали тёмно-коричневые обои с орнаментом, изголовье кровати продлили до потолка, сделав его мягким, самую массивную кровать с черной кожаной отделкой дополнили покрывалом из плотной матовой ткани тёмного оттенка. Возле кровати поставили кресла и небольшой круглый столик. В помещении также выделили место для рабочего стола.

Gothic II и Gothic II: Ночь Ворона[]

После того, как заключенные сбежали из Горной долины, замок оккупируют паладины, цель которых — собрать руду и доставить ее на континент. Вскоре его осаждают орки, а внешнее кольцо разрушено Драконами. Зеленокожие устанавливают таран возле самой полуразрушенной восточной части замка, потому что паладины закрыли ворота. Однако таран рухнул на землю, не позволяя оркам переместить его. Это стало единственным путем к замку, поскольку паладины заперли ворота.

Ворота в замок

Орочьи таран

Обучение солдат

К югу от замка

Западная стена

Когда Безямянный возвращается в Долину, он находит в замке Горна и Мильтена. Во время охоты на драконов сюда также попадают Ангар и охотники на драконов. Если Безымянный герой захочет позвать Торлофа как капитана корябля ему придется впустить орков в замок. Перед тем, как орки начнут свою последнюю атаку, Лорд Хаген отправляется с отрядом паладинов на перевал, чтобы предотвратить смерть Гаронда и его солдат.

Современная неоготика

В наше время дизайнеры экспериментируют со всеми стилями, хотя готика – не особо популярна, в некоторых проектах можно встретить синтез готических элементов с современными. Как правило, это нестандартные и оригинальные решения.

Главная спальня в номере люкс, отель Martins

Отель Martins находится в перестроенной средневековой церкви, а его интерьеры невероятно интересны. Спальня в номере люкс расположена под самым куполом церкви, поэтому потолок, который вы видите – не какая-то специальная конструкция, а настоящий готический свод. Удивительно, как архитектор сумел вписать современную спальню в старинное пространство. Множество окон по периметру комнаты имеют средневековые витражи (отреставрированные владельцем отеля).

Смотрите другие фото Отеля Martins.

Спальня с готическими арками

Другая спальня, в том же самом отеле, выглядит более скромно, но не менее оригинально. В круглой комнате за кроватью выстроена фальшстена с готическими арками (аркатура) и подсветкой. Именно арочный ряд с колоннами наполняет спальню чарующей средневековой атмосферой. Ниже, ещё одна фотография данной спальни в другом ракурсе, с закрытыми занавесками.

Спальня в роскошном доме, перестроенная церковь Христа в Лондоне

Интерьер комнаты самый обыкновенный: современная мебель и отделка, но невозможно не обратить внимание на шикарное готическое окно, которое является главным акцентом спальни. Дело в том, что спальня находится в здании бывшей церкви в центре Лондона

Здание было полностью перестроено и превращено в роскошные люксовые апартаменты.

Смотрите другие фото Дома в бывшей церкви Иисуса Христа в Лондоне.

Средневековая католическая архитектура: соборы, церкви, аббатства

В XIII веке в пригороде Парижа была возведена , при строительстве были использованы самые современные достижения архитектуры того времени. Так началась новая архитектурная эпоха в Европе. Поначалу стиль не имел конкретного названия, чаще всего его называли французским, но он быстро завоёвывал популярность во многих странах.

Интерьер церкви Сен-Дени, первая крупная готическая постройка

Появление новой архитектуры было связано с достижениями мастеров в области работы с камнем, в частности появлением каркасной системы возведения зданий. В предшествующую романскую эпоху основой любого здания были мощные стены и опоры, но инженеры научились рационально использовать материалы и распределять нагрузку только на опорные конструкции. Всё это дало возможность строить высокие здания с большими открытыми пространствами внутри. Также появились технологии изготовления витражей и декоративной обработки камня. Последнее, позволило украшать здания сложными орнаментами.

Собор парижской Богоматери

Крупнейшие готические соборы средневековой Европы:

  1. Нотр-Дам де Пари, строительство 1163-1365 гг., Франция, классический пример французской готики;
  2. Солсберийский собор, строительство 1220-1320 гг., пример ранней английской готики, самое высокое здание средневековой Англии;
  3. , строительство 1194-1260 гг., Франция, город Шартр, образец высокой готики, славится самым крупным набором витражей;
  4. Амьенский собор, строительство 1220-1269 гг., считается эталоном чистейшей французской готики;
  5. , строительство 1089-1499 гг., Великобритания, стиль перпендикулярная готика;
  6. , строительство 1258-1400 гг., Великобритания, образец украшательского стиля;
  7. , строительство 1221-1567 гг., Испания, уникальная испанская готика с элементами мавританского стиля;
  8. Миланский собор, XIV-XV вв., Италия;
  9. Санта Мария дель Фьоре, 1296-1436 гг., Италия, самый нестандартный собор готического периода, имеет множество оригинальных элементов: купол, фрески, мозаичные полы;
  10. Собор Святого Стефана в Вене, 1359-1511, Австрия, пример поздней немецкой готики.

За 400 лет в Европе появилось несколько сотен готических построек. Естественно, соборы – не единственный тип сооружений, также возводились монастыри (аббатства) и часовни (капеллы). Самая известная капелла средневековья — , где хранятся христианские реликвии. 

Капелла Сент-Шапель внутри

За много лет развития в готическом стиле сформировалось огромное количество декоративных направлений и их черт, здесь мы перечислим только самые общие.

Общие характеристики: 1) большие внутренние пространства; 2) Арки стрельчатой формы и стрельчатые формы вообще; 3) сложное декоративное оформление фасадов и интерьеров каменной резьбой; 4) витражи; 5) обилие орнаментов, главный из которых – масворк; 6) элементы оформления имеют религиозный символизм.

На фото ниже, представлены не только общие виды фасадов соборов, но и отжельные элементы интерьеров.

Викторианская готика, неоготика

В период с 16 по 18 века в Великобритании, как и в других странах Европы развивались роскошные дворцовые стили, но с наступлением 19 века всё изменилось. Появилась мода на старину и после 300 лет забвения готика начала снова возрождаться. На этот раз Англия стала законодателем мод обновлённого стиля для всего континента.

Первой значимой постройкой в готическом стиле стал особняк Строуберри Хилл, построенный богатым графом Горацием Уолполом. Поначалу графа воспринимали, как чудака, отчасти так и было, но со временем интерес к стилю становился всё сильнее. Архитекторы всё чаще использовали сложный готический декор, применяя современные строительные материалы. В конце концов к середине XIX века каждый состоятельный человек считал за необходимость иметь в своём поместье хотя бы одну готическую комнату. Всё это происходило в период правления королевы Виктории, поэтому новый стиль получил название Викторианская готика. В последствии, стиль стали также называть Gothic Revival («готическое возрождение»).

Вестминстерский дворец, общий вид

Крупнейшей и знаковой постройкой, ставшей визитной карточкой неоготического стиля, стало здание парламента – Вестминстерский дворец. Из-за пожара, огромный средневековый комплекс зданий дворца практически полностью сгорел, для восстановления были наняты лучшие архитекторы своего времени: Чак Берри и Огастес Пьюджин. Здание не было восстановлено с исторической точностью, фактически было построено новое, с новыми залами, и интерьерами. Мастера не только использовали старинные готические элементы, но и обогатили стиль новыми, продемонстрировали как можно создавать ультрасовременные интерьеры на средневековый манер.

Центральный зал для встреч, потолок, Вестминстерский дворец

Крупные постройки:

  1. Особняк Строуберри Хилл, кон. XVIII в., Великобритания, первая значительная постройка с готическим интерьером, ставшая символом возрождения стиля;
  2. , даты реконструкции 1840-1860, первая крупная неоготическая постройка в группе неоготических общественных зданий;
  3. Интерьеры отдельных комнат в крупных поместьях: гостиная в замке Истнор, и пр.
  4. Замок Бельвуар был реконструирован в нач. XIX в. имеет роскошный холл с парадной лестницей и библиотеку в готическом стиле, 
  5. Церк­овь Святого Петра в Лидсе, 1839-1841, арх. Р. Д. Чантрелл)
  6. Церковь святого Эдигия в Чидле, 1841, Великобритания, церковь имеет совершенно нетипичный по сравнению со средневековой готикой интерьер;
  7. Мемориал принца Альберта — монумент в Кенсингстонском парке Лондона, памятник в неоготическом стиле был открыт королевой Викторией в честь своего мужа Альберта, скончавшегося в 1861 году.

Общие признаки: 1) возрождение старинных традиций готики, копирование старых образцов; 2) применение современных строительных материалов; 3) архитектурные импровизации и эксперименты – совмещение готики с элементами других стилей; 4) в целом декоративное оформление оставалось крайне сложным и насыщенным, многоакцентным.

Викторианский стиль оказал сильнейшее влияние на архитектуру других стран. Английские архитекторы работали в Австралии, США, Венгрии и, даже, в России.

Интерьеры Дворца Жака Кёра

К великому сожалению, даже проведённая реставрация не воссоздала того великолепия и роскоши, которыми отличались внутренние убранства. Новые владельцы замка (после смерти главы семейства) меньше всего беспокоились о сохранении исторического наследия. Тем не менее многие детали интерьера оказалось не так просто разрушить и изменить, по ним мы можем сегодня составить общее представление об уникальности интерьеров.

Среди большого количества комнат особого внимания заслуживают следующие:

  • несколько приёмных залов и один главный зал;
  • гостиная комната для членов семьи;
  • комната Жака Кёра;
  • комната супруги;
  • длинные галереи по периметру, которые связывают все помещения;
  • капелла;
  • большая комната для купания (не сохранилась), своеобразный бассейн созданный по образцу восточных купальных комнат во дворцах.

Большой зал приёмов

От былой роскоши главного зала сохранилось лишь несколько деталей. Комната занимает всю ширину здания и имеет большие прямоугольные окна, что необычно для готической постройки. Раньше оконные стёкла были полностью оформлены витражами, но они были бесследно утрачены. В центре зала главное место занимает большой камин, по своей стилистике он относится скорее к романскому стилю.

Даже в коридорах размещены камины для отопления

Отдельного внимания заслуживают сложные инженерные системы отопления. Во всём здании имеется несколько десятков каминов, которые позволяют поддерживать комнатную температуру всех помещений в любое время года. Камины размещены даже в галереях (коридорах), которые расположены по внутреннему периметру особняка и в этом мы снова видим типичный приём готической архитектуры.  

Капелла (аналог домовой церкви)

Капелла – самое красивое и пышное помещение, которое удалось воссоздать реставраторам. В нашей культуре такие комнаты называют «домовыми церквями», — это помещение для молитв и религиозных обрядов. Капелла выполнена в чисто готическом стиле: имеет многочисленные резные декоративные орнаменты из камня, скульптуры и роскошный потолок со сложной художественной росписью (см. ниже).

Обустройства собора Нотр-Дам

Каркас собора соединен множеством тонких столбов с помощью арки. Внутри стены протягиваются высоко и смыкаются незаметно для невооруженного взгляда. Продолговатые окна покрыты цветным витражным стеклом. В зале царит полумрак. Лучи, которые все же проходят через стекла, освещают сотни скульптур из серебра, воска, мрамора. В них замерли обычные люди, короли, служители церкви в разнообразных позах.

Вместо стен церкви как будто бы просто поместили каркас из десятков столбов. Между ними размещаются цветные картины.

В соборе пять нефов. Третий из них гораздо больше, чем другие. Его высота достигает тридцати пяти метров.

Если измерять в современных мерках, то в таком соборе можно без проблем поместить двенадцатиэтажный жилой дом.

Два последних нефа пересекаются и зрительно образуют между собой крест. Он символизирует жизнь и страдания Иисуса Христа.

На постройку собора шли деньги из общественной казны. Парижане копили их, жертвовали после каждой воскресной службы.

Собор сильно пострадал в новое время. Так, первоначальные витражи можно увидеть только на западном и южном фасаде. Скульптуры видны в хоре, на фасадах здания.

Деревянные винтовые лестницы периода готического возрождения

В XIX веке появился совершенно новый тип лестниц, которые использовались в интерьерах богатых домов – это компактные деревянные винтовые лестницы с искусной резьбой. Чаще всего такие конструкции устанавливали в небольших комнатах, например, в домашних готических библиотеках замков.

Деревянная лестница в Замке в Леднице, Чехия, 19 в.

Главным украшением библиотеки чешского , называемым, также, жемчужиной всего замка, является резная винтовая лестница, изготовленная чешскими ремесленниками в мастерской Лайстера. Выполнено изделие из одного дубового ствола с использованием только шиповых соединений. Сквозная орнаментальная резьба создает поистине кружевное изделие из обычного дерева, которое обработали руки искусных резчиков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector