Готический стиль в архитектуре
Содержание:
- Средневековая католическая архитектура: соборы, церкви, аббатства
- Собор Парижской богоматери (Нотр Дам)
- Некоторые примеры романской архитектуры
- Высокая или зрелая готика Франции
- Южная роза Собора Святого Этьена в Сансе, XVI в.
- Викторианская готика, неоготика
- Неоготика и современность
- Видео описание
- Характеристика готического стиля в архитектуре
- Особенности архитектуры
- Особенности романской архитектуры
- Собор
- Французские готические шедевры
- История
- Список используемой литературы
- Добрый Самаритянин, Шартрский собор, XIII в.
- Архитектура расцвета и заката зданий в готическом стиле
- Из истории Реймского собора
- Франкфуртский собор
- Заключение
Средневековая католическая архитектура: соборы, церкви, аббатства
В XIII веке в пригороде Парижа была возведена , при строительстве были использованы самые современные достижения архитектуры того времени. Так началась новая архитектурная эпоха в Европе. Поначалу стиль не имел конкретного названия, чаще всего его называли французским, но он быстро завоёвывал популярность во многих странах.
Интерьер церкви Сен-Дени, первая крупная готическая постройка
Появление новой архитектуры было связано с достижениями мастеров в области работы с камнем, в частности появлением каркасной системы возведения зданий. В предшествующую романскую эпоху основой любого здания были мощные стены и опоры, но инженеры научились рационально использовать материалы и распределять нагрузку только на опорные конструкции. Всё это дало возможность строить высокие здания с большими открытыми пространствами внутри. Также появились технологии изготовления витражей и декоративной обработки камня. Последнее, позволило украшать здания сложными орнаментами.
Собор парижской Богоматери
Крупнейшие готические соборы средневековой Европы:
- Нотр-Дам де Пари, строительство 1163-1365 гг., Франция, классический пример французской готики;
- Солсберийский собор, строительство 1220-1320 гг., пример ранней английской готики, самое высокое здание средневековой Англии;
- , строительство 1194-1260 гг., Франция, город Шартр, образец высокой готики, славится самым крупным набором витражей;
- Амьенский собор, строительство 1220-1269 гг., считается эталоном чистейшей французской готики;
- , строительство 1089-1499 гг., Великобритания, стиль перпендикулярная готика;
- , строительство 1258-1400 гг., Великобритания, образец украшательского стиля;
- , строительство 1221-1567 гг., Испания, уникальная испанская готика с элементами мавританского стиля;
- Миланский собор, XIV-XV вв., Италия;
- Санта Мария дель Фьоре, 1296-1436 гг., Италия, самый нестандартный собор готического периода, имеет множество оригинальных элементов: купол, фрески, мозаичные полы;
- Собор Святого Стефана в Вене, 1359-1511, Австрия, пример поздней немецкой готики.
За 400 лет в Европе появилось несколько сотен готических построек. Естественно, соборы – не единственный тип сооружений, также возводились монастыри (аббатства) и часовни (капеллы). Самая известная капелла средневековья — , где хранятся христианские реликвии.
Капелла Сент-Шапель внутри
За много лет развития в готическом стиле сформировалось огромное количество декоративных направлений и их черт, здесь мы перечислим только самые общие.
Общие характеристики: 1) большие внутренние пространства; 2) Арки стрельчатой формы и стрельчатые формы вообще; 3) сложное декоративное оформление фасадов и интерьеров каменной резьбой; 4) витражи; 5) обилие орнаментов, главный из которых – масворк; 6) элементы оформления имеют религиозный символизм.
На фото ниже, представлены не только общие виды фасадов соборов, но и отжельные элементы интерьеров.
Собор Парижской богоматери (Нотр Дам)
Французский король Людовиг VII и специально прибывший в Париж римский папа Александр III заложили первый камень собора Нотр Дам в 1163 году на месте христианской базилики Св.Стефана. В свою очередь базилику воздвигли на фундаменте римского храма Юпитера. Много веков спустя, в 1804 году, тоже в присутствии папы, в Нотр-Даме короновался Наполеон.
Собор Парижской Богоматери, завершенный к 1351 году, считают важным примером французской готической архитектуры, скульптуры и витражей. Это только начало готики, поэтому видим много горизонтальных линий.
После завершения собора, в последующие века, он часто менялся. В 1790-х годах Нотр-Дам подвергся осквернению во время Французской революции. Большая часть его религиозных образов была повреждена или уничтожена.
Собор Парижской Богоматери. Фото Nicolas Sanchez
Величавая ясность и размеренность архитектуры вдохновила Виктора Гюго на написание одноимённого романа в 1831 году. Вскоре после его публикации интерес к зданию возродился. Крупный реставрационный проект под руководством Эжена Виоле-ле-Дюка начался в 1845 году и продолжался двадцать пять лет. Начиная с 1963 года фасад собора был очищен от вековой сажи и грязи, вернув ему первоначальный цвет. Очередная кампания по очистке и реставрации велась с 1991-2000.
Со времён средневековья сохранились витражи только в розе главного входа и двух розах трансепта. Нотр Дам является местом хранения Тернового Венца Спасителя. В начале 13 века король Франции Людовик IX за половину годового бюджета страны выкупил заложенную в Венецианский банк святыню. Оказалась она в таком положении, потому что константинопольскому императору Балдуину II требовались деньги, чтобы расплатиться с кредиторами.
В первую пятницу каждого месяца совершается торжественный вынос Тернового венца Христова.
Некоторые примеры романской архитектуры
Франция
Монастырская церковь в Клюни, Бургундия — яркий пример романского стиля. Узкие окна и проходы, толстые, массивные стены.
Базилика Сен-Сернен в Тулузе, Франция. Сводчатый потолок и арки по бокам — черты, присущие романскому стилю.
Романский стиль фасада Собора Нотр-Дам в Ле-Пюи-ан-Веле, Франция.
Италия
Внутренний двор Базилики Святого Амвросия в Милане, Италия.
Пизанский собор в Пизе, Италия. Массивность конструкции, узкие окна, наружные полуциркульные арки говорят о романском стиле.
Германия
Наумбургский собор в Германии. Его строительство началось в начале 11 века, а закончилось только в начале 13. Поэтому он сочетает в себе два стиля — романский и готический.
Замок Кверфурт — средневековый замок и весьма важный памятник романской архитектуры.
Португалия
Кафедральный собор Се в Порту был перестроен в период барокко. Но во входе в центральный неф собора можно разглядеть черты романского стиля: узкие окна и вход, полукруглая наружная арка.
Высокая или зрелая готика Франции
Высокая готика – период развития готической архитектуры Франции, следующий за ранним периодом. По времени относится к XIII и XIV векам. Характеризуется сложившейся архитектурной традицией, окончательно формируется набор сложных декоративных элементов. Если первые соборы сохраняли элементы прежней эпохи, то в период зрелости соборы представляли собой целостные, построенные по единому плану здания.
Шартрский собор, общий вид с восточной стороны
Крупные постройки периода зрелой готики (все соборы расположены во Франции):
- , 1194-1260 гг.;
- Собор в Реймсе, 1208-1460, одно из самых цельных произведений готики, самом крупном соборе Франции (длиной 150 м с высотой башен 80 м);
- Амьенский собор, 1220-1269 гг., главная башня была достроена только в 16 веке в стиле поздней готики;
- Базилика св. Урбана в Труа, кон. XIII в.
Признаки: 1) насыщенное декоративное оформление фасада и интерьера; 2) составные готические колонны; 3) большие витражные группы; 4) орнамент «масверк».
Именно в этот период формируется национальная традиция французского витража, мастера витражисты, в этот период, были наиболее известны и признаны во всей Европе.
Южная роза Собора Святого Этьена в Сансе, XVI в.
Южная роза Собора в Сансе изображает Страшный суд и житие святого Стефана. Эта большая стеклянная конструкция высотой шестнадцать метров, работа мастеров Варина, Веррата и Годона, датируется 1502 годом и выполнена в позднем французском стиле «пламенной готики».
Страшный суд и Жизнь Святого Стефана, Роза Собора в Сансе, XV в.
Витраж розы содержит типичные сцены из Страшного Суда. Наверху Христос окружен серафимами. Внизу — Небесный двор: Святая Мария, Иоанн и Петр с одной стороны; на другой — святой Стефан, Иоанн Креститель и три других святых.
Нижняя часть розы в первую очередь привлекает внимание посетителя: мы видим мертвых, выходящих из своих гробниц, а также красных, синих и зеленых демонов, поддерживающих кипящий котел, в котором жарятся грешники. Мертвые выходят из могил, как если бы они пробуждались от долгого сна, 1502
Мертвые выходят из могил, как если бы они пробуждались от долгого сна, 1502
Брошенное тело Этьена не тронуто зверьми
Под розой композиция из серии ланцетов (узких остроконечных окон), посвященных святому Стефану. Герб короля Карла VIII и королевы Бретани Анны возвышается над его правым и левым концом (Карл VIII предоставил деньги для работы над южной опорой в 1496 году). Сцены иллюстрируют две главы из деяний апостолов. Среди наиболее традиционных мы находим: Стефана выбирают вместе с шестью другими дьяконами; Евреи упрекают Стефана в его кощунственных словах; Стивен побит камнями, Саул — зритель (панель внизу); тело Этьена остается днем и ночью, покинутым всеми, но сохраненным от диких зверей (панель внизу); тело мученика похоронено.
Викторианская готика, неоготика
В период с 16 по 18 века в Великобритании, как и в других странах Европы развивались роскошные дворцовые стили, но с наступлением 19 века всё изменилось. Появилась мода на старину и после 300 лет забвения готика начала снова возрождаться. На этот раз Англия стала законодателем мод обновлённого стиля для всего континента.
Первой значимой постройкой в готическом стиле стал особняк Строуберри Хилл, построенный богатым графом Горацием Уолполом. Поначалу графа воспринимали, как чудака, отчасти так и было, но со временем интерес к стилю становился всё сильнее. Архитекторы всё чаще использовали сложный готический декор, применяя современные строительные материалы. В конце концов к середине XIX века каждый состоятельный человек считал за необходимость иметь в своём поместье хотя бы одну готическую комнату. Всё это происходило в период правления королевы Виктории, поэтому новый стиль получил название Викторианская готика. В последствии, стиль стали также называть Gothic Revival («готическое возрождение»).
Вестминстерский дворец, общий вид
Крупнейшей и знаковой постройкой, ставшей визитной карточкой неоготического стиля, стало здание парламента – Вестминстерский дворец. Из-за пожара, огромный средневековый комплекс зданий дворца практически полностью сгорел, для восстановления были наняты лучшие архитекторы своего времени: Чак Берри и Огастес Пьюджин. Здание не было восстановлено с исторической точностью, фактически было построено новое, с новыми залами, и интерьерами. Мастера не только использовали старинные готические элементы, но и обогатили стиль новыми, продемонстрировали как можно создавать ультрасовременные интерьеры на средневековый манер.
Центральный зал для встреч, потолок, Вестминстерский дворец
Крупные постройки:
- Особняк Строуберри Хилл, кон. XVIII в., Великобритания, первая значительная постройка с готическим интерьером, ставшая символом возрождения стиля;
- , даты реконструкции 1840-1860, первая крупная неоготическая постройка в группе неоготических общественных зданий;
- Интерьеры отдельных комнат в крупных поместьях: гостиная в замке Истнор, и пр.
- Замок Бельвуар был реконструирован в нач. XIX в. имеет роскошный холл с парадной лестницей и библиотеку в готическом стиле,
- Церковь Святого Петра в Лидсе, 1839-1841, арх. Р. Д. Чантрелл)
- Церковь святого Эдигия в Чидле, 1841, Великобритания, церковь имеет совершенно нетипичный по сравнению со средневековой готикой интерьер;
- Мемориал принца Альберта — монумент в Кенсингстонском парке Лондона, памятник в неоготическом стиле был открыт королевой Викторией в честь своего мужа Альберта, скончавшегося в 1861 году.
Общие признаки: 1) возрождение старинных традиций готики, копирование старых образцов; 2) применение современных строительных материалов; 3) архитектурные импровизации и эксперименты – совмещение готики с элементами других стилей; 4) в целом декоративное оформление оставалось крайне сложным и насыщенным, многоакцентным.
Викторианский стиль оказал сильнейшее влияние на архитектуру других стран. Английские архитекторы работали в Австралии, США, Венгрии и, даже, в России.
Неоготика и современность
Интерес к готическому стилю в архитектуре возродился в конце 18 века и ознаменовался появлением нового направления — неоготики, характерного, например, для студенческих городков солидных учебных заведений. Появились и светские постройки, например, здание городского совета в Мюнхене или Берлине.
Готический интерьерный дизайн домов знатных европейцев оформился к концу 19 века, когда появилась мода на пышный и одновременно мрачный декор в стиле рыцарского замка. Сегодня его трудно назвать универсальным: для оформления стандартной гостиной он малопригоден, но хорошо смотрится в просторном помещении загородной усадьбы. Для воплощения современного готического стиля не обойтись без определенной стилизации и следующих элементов:
Просторной комнаты с высокими потолками и большими окнами.
Готическая спальняИсточник i.pinimg.com
- Использования натуральных материалов: дерева, камня, металла.
- Характерной палитры: иссиня-черного, золотистого, коричневого, фиолетового, изумрудного, темно-синего, насыщенного красного и серебристого цвета.
Интерьер с каминомИсточник roomester.ru
- Чтобы интерьер не получился чересчур мрачным, палитру разбавляют светлыми красками, как вариант — смешивают с другими стилями.
- Мебели со средневековым шармом: тяжелой, резной, с коваными деталями, украшенной позолотой и росписью. Гармонично будет выглядеть обивка из роскошных тканей, бархата или парчи темных оттенков.
Светлая готикаИсточник kstudiosdesign.files.wordpress.com
- Аксессуаров. Детали — важная часть средневекового антуража. Не стоит забывать про витражи, тематические гобелены, бронзовые подсвечники. Атмосферной деталью выглядит потертый кожаный сундук.
- Освещения. Завершающим штрихом станет кованая люстра с лампами в форме свечи на ветру, которую дополнят подходящие светильники и бра.
Кухня-столоваяИсточник roomester.ru
Видео описание
Об идеях дизайна в духе средневекового замка в следующем видео:
Фото современных домов в готическом стиле
Небольшой современный домИсточник upload.wikimedia.org
Загородный домикИсточник stroimnovyidom.ru
Французская готика в современных домахИсточник proekt-sam.ru
Черный готический домИсточник i.pinimg.com
Смешение современного и готического стиляИсточник mir-s3-cdn-cf.behance.net
Небольшой современный дом в неоготикеИсточник i.pinimg.com
Готический дом в заснеженом садуИсточник i02.fotocdn.net
Деревянный дом в черном цветеИсточник i.pinimg.com
Современная готика в ЧехииИсточник cdn.jhmrad.com
Дом с эркерамиИсточник silka.com.ua
Маленький дачный домикИсточник stroimnovyidom.ru
Готический особняк с террасойИсточник smarthomemaking.com
Загородный дом из кирпичаИсточник cdn.jhmrad.com
Двухэтажное строение с мансардойИсточник i.pinimg.com
Восточная готикаИсточник i.pinimg.com
Готический стиль в архитектуре и интерьере способен подарить немало интересных идей для дизайна гостиной или спальни, но он подходит далеко не каждому, и потому не считается популярным направлением
Чтобы воплотить этот непростой стиль, важно знать, какие особенности ему присущи, уметь выбрать отделочные материалы и мебель, подобрать текстиль и декор в нужной цветовой гамме
Характеристика готического стиля в архитектуре
От других стилей готическую архитектуру отличает наличие устойчивого каркаса. Главной частью такого остова становятся арки в форме стрел, своды, идущие вверх в форме дуг и крестов.
Здание готического стиля, как правило, состоит из:
-
травея – вытянутых ячеек прямоугольной конструкции:
-
четырех арок:
-
4-х столбов;
-
остова свода, что формируется из упомянутых выше арок и столбов и имеет крестообразную форму;
-
аркбутанов – арок, которые служат для опоры здания;
-
контрфорсов – устойчивых столбов снаружи помещения, часто украшенных резьбой или шипами;
-
окон в арочном стиле, с мозаикой, как отчетливо показывает готический стиль в архитектуре Франции и Германии.
Особенности архитектуры
В период зарождения готического направления архитектура выступала одним из главенствующих видов искусства. В особенности это касалось соборных помещений. Соборы и церкви вмещают красивейшие образцы архитектуры, скульптуры и живописи. Впоследствии слившись с традициями деревянного зодчества и каменной архитектуры Древней Руси, это направление обрело свое проявление, в русском архитектурном стиле – нарышкинское барокко.
Во многом интерьер готического собора получил свой теперешний вид благодаря не только эстетическим, но и технологическим новшествам, ставшим основой направления, а именно:
- Стрельчатые арки. Такие конструкции способны выдержать нагрузку верхнего свода здания, что позволяет избавиться от большого числа внутренних стен, присущих романскому стилю архитектуры.
- Каркасная система строительства, ставшая не менее важным открытием готической архитектуры. Она дала возможность сделать здания выше, и в то же время уменьшит толщину несущих стен.
Сочетание выше указанных элементов позволило заметно расширить площадь помещений храма. Как пример, на фото представлен миланский собор Дуомо. Еще такие тенденции были замечены в колониальном стиле.
Дуомо, Милан
Особенности романской архитектуры
Как понять, что перед вами сооружение романского стиля? Обратите внимание на следующие особенности:
- Церковь стремилась создать мощные и прочные сооружения, которые отображали бы её возрастающую силу и служили укрытием. Таким сооружением становится базилика.
- Формы сооружений — вытянутые прямоугольники: внутри должно быть просторно. Чтобы увеличить высоту сооружений, стали использоваться крестовые своды (те, которые соединяют в себе две арки).
- Простота сооружений. Они должны гармонировать с окружающей средой.
- Толстые массивные стены, узкие окна и двери, большое количество полукруглых (полуциркульных) арок.
- Архитекторы вдохновлялись древнеримским стилем.
- Тесная связь с религией. Основная идея стиля — богословская.
Собор
Средние века всегда отождествляются с развитием христианства. Церковь получила власть не только в религиозной, но и в светской жизни. Она начала управлять государствами, сажать на престол угодных себе монархов.
Обучение грамоте велось по церковным книгам. Единственной литературой была религиозная. Музыка также связывалась напрямую с христианством. Готический стиль в архитектуре Средневековья взаимодействовал со всеми видами искусства.
Собор стал центральным местом любого города. Его посещали прихожане, в нем обучались, здесь жили нищие, и даже разыгрывались театральные постановки. В источниках нередко упоминается, что и правительство заседало в церковных помещениях.
Изначально готический стиль для собора имел для себя цель существенно расширить пространство, сделать его более светлым. После того как во Франции такой монастырь был создан, мода начала быстро расходиться по Европе.
Насильно навязанные в крестовых походах ценности новой религии распространили готический стиль в архитектуре и в Сирии, и на Родосе, и на Кипре. А монархи, посаженные на престол Папой, увидели в острых формах божественное проведение и начали активно использовать их в Испании, Англии, и Германии.
Французские готические шедевры
Основателем этого стиля стал монах из аббатства Сен-Дени, который решил создать абсолютно новое здание. Его прозвали крестным отцом готики, а церковь стали показывать в качестве примера остальным архитекторам.
В четырнадцатом веке в столице Франции возник еще один яркий образец готической архитектуры, ставший известным во всем мире — Собор Парижской Богоматери, католический оплот веры в центре города, который сохранил в себе все особенности готического стиля в архитектуре и до наших дней.
Святыню построили там, где раньше римляне чествовали бога Юпитера. С давних времен место было важным религиозным центром.
В новую церковь закладывали первый камень Папа Александр Третий, а также Людовик Седьмой. Проектировал собор известный архитектор Морис де Сюлли.
Тем не менее основатель Нотр-Дама так и не увидел своего детища. Ведь собор был построен только после ста лет непрерывной работы.
Согласно официальной задумке, храм должен был поместить десять тысяч горожан, которые проживали в то время в Париже. И стать прибежищем и спасением в момент опасности.
После стольких лет строительства город вырос в несколько раз. Когда его доделали, собор стал центром всего Парижа. У входа тут же образовались базары, ярмарки, начали выступать уличные артисты. Цвет парижской знати собирался у него и обсуждал новые веяния моды.
История
Не буду затягивать, начнем мы и правда с истории. Когда же родилась готика? Напишите, что у вас первым ассоциируется со словом готика? У меня, например, собор Парижской Богоматери.
Рождение готики
Исторически, под готическим стилем предполагается архитектура, скульптура, живопись. Во вторую очередь — одежда, которую носили в тот исторический период, когда и существовал стиль. В разделе истории мы и будем рассматривать не только одежду, ладно?
Готика родилась в 11 веке. Это 10ХХ год, тысячу лет назад! Этот стиль появился во Франции, вытесняя романский стиль. На смену строгим кельям пришла величественная, монументальная готика.
Архитектуру упоминать не буду, если вы видели одно готическое здание, то и другие узнаете. Но остановлюсь на одежде, у нас же тема субкультуры.
Какую одежду носили первые готы
Одежда дам похожа на готический храм. Остроконечные шляпы, вытянутый силуэт, остроносая обувь. Яркие цвета на пике моды, а цветочные узоры – удел самых богатых модников.
Талию делали удлиненной, сзади или сбоку обязательно присутствовала шнуровка, а сборки на платье были спереди. И обязательно шлейф, чем длиннее – тем знатнее госпожа.
Мужская одежда тоже стремилась к стройности. Но мужчины не столь подвержены общественному мнению, поэтому и вариантов, не соответствующих моде, было предостаточно. Обувь с заостренными носами, чья длина, бывало, доходила до абсурда. Впервые появились облегающие штаны для мужчин.
Ужасно модными были плащи, которые сейчас бы обозвали пледом с дыркой посередине. Готика долго держала лидерство в Европе, но Возрождение все же вытеснило ее. Когда же люди вспомнили о ней?
Возрождение готики
Ненадолго готика возродилась в начале 19 века. Но лишь элементами и в глазах модных домов и искусствоведом. Настоящее возрождение было совсем недавно. В конце 20 века модельеры, исчерпав свое воображение, обратились к истории. И нашли интересное название, интересный стиль и источник для вдохновения.
В оригинальном виде готика не обрела популярности, но мастера доработали стиль и, по сути, создали субкультуру. А тут еще и музыканты, которые это все популяризовали. В общем, у стиля не было шансов пройти незамеченным.
Список используемой литературы
- Бехманн, Роланд (2017). Les Racines des Cathédrales (на французском языке). Payot. ISBN 978-2-228-90651-7.
- Блондель, Жан-Франсуа (2018). Кафедральный собор — это строительство, легенды, мистеры . Париж: Жан-Сириль Годфруа. ISBN 978-2-86553-298-8.
- Шастель, Андре (2000). L’Art Français Pré-Moyen Âge Moyen Âge (на французском языке). Фламмарион. ISBN 2-08-012298-3.
- Харви, Джон (1974). Châteaux et Cathédrals-L’Art des Batisseurs, L’Encyclopedie de la Civilization (на французском языке). Лондон: Темза и Гудзон.
- Houvet, E (2019). Миллер, Малкольм Б. (ред.). Шартр — Путеводитель по собору . Éditions Houvet. ISBN 2-909575-65-9.
- Джеймс, Джон (1979). Подрядчики Шартра . Вест Гринстед. ISBN .
- Макнамара, Денис (2017). Comprendre l’Art des Églises (на французском языке). Ларусс. ISBN 978-2-03-589952-1.
- Миньон, Оливье (2015). Архитектура собора готических (на французском языке). Éditions Ouest-France. ISBN 978-2-7373-6535-5.
- Тританьяк, Андре; Колони, Мари-Жанна (1984). Декуврир Нотр-Дам де Пари . Париж: Les Éditions de Cerf. ISBN 2-204-02087-7.
- Уоткин, Дэвид (1986). История западной архитектуры . Барри и Дженкинс. ISBN 0-7126-1279-3.
- Венцлер, Клод (2018). Cathédales Gothiques — un Défi Médiéval (на французском языке). Éditions Ouest-France. ISBN 978-2-7373-7712-9.
Добрый Самаритянин, Шартрский собор, XIII в.
Есть несколько витражных сюжетов, которые были наиболее популярны в католической церкви средних веков и демонстрировались в большом количестве готических соборов разных городов. Один из таких сюжетов – «Притча о добром самаритянине». Если на окне «Библия бедняков» было показано множество сцен из разных глав Библии, то здесь подробно разбирается одна история, а также даются иллюстрированные комментарии. Притча сравнивается с историей изгнания Адама и Евы из Эдемского сада. Подробнее узнать об этом вы можете на странице: Полная расшифровка витража о Добром самаритянине. В статье мы разбираем каждую сцену и её теологическое значение.
Витраж Добрый самаритянин, Шартрский собор
Начало притчи о Добром самарянине (5 сцен)
Краткий пересказ притчи о добром самаритянине (другие названия: о добром самарянине, о милосердном самаритянине): Фарисей спросил Иисуса о том, кто является ему ближним, которого нужно возлюбить. Иисус рассказал притчу о человеке, ограбленном разбойниками. Раненый человек лежал на дороге, и никто не остановился и не помог ему. Только самарянин перевязал его раны и отвез в гостиницу. Самарянин оплатил расходы на лечение и содержание человека. Именно он оказался самым ближним для раненого путника.
Архитектура расцвета и заката зданий в готическом стиле
С расцветом готики здания стали выше. Основная хитрость готического стиля — несущие колонны уже не справлялись с нагрузкой и не обеспечивали необходимую устойчивость запредельно высоких стен из тесаного камня.
Мастерам приходилось дополнять коробку боковыми арками – аркбутанами, опирающимися на вынесенный ряд колонн. При этом все строение не теряло присущей стилю ажурной легкости, но резко возрастала стоимость работ, а сроки строительства здания растягивались на десятки лет. Арочная система аркбутанов, по сути, стала такой же визитной карточкой архитектуры готики, как и шпилевые крыши или трехсекционные потолки.
Впоследствии, с внедрением более совершенных способов обработки камня, появлением свайных фундаментов и эффективных средств измерения, от использования аркбутанов отказались, здания приобретали более современную форму с сохранением лишь отдельных элементов готического стиля – формы оконных проемов, башень и крыши со шпилями.
Уже в XVII-XIX веках, в викторианскую эпоху, готика обрела новое дыхание в архитектуре монументальных зданий. Многие здания либо строились в полном соответствии с канонами средневекового стиля, либо элементы готики широко использовались для декоративной отделки фасадов и крыш.
Из истории Реймского собора
Реймский кафедральный собор, внесенный в список всемирного наследия ЮНЕСКО, – самый известный памятник готической архитектуры Франции.
Возведение собора
На месте Notre-Dame de Reims когда-то стояла древняя базилика, выстроенная до нашей эры. В I столетии нашей эры в Реймс пришло христианство. В 498 году король франков Хлодвиг с приближенными и 3000 дружинниками приняли в этом храме крещение из рук реймсского епископа Ремигия.
История храма восходит к V веку, когда епископ Никасий заложил городской собор в честь Пресвятой Богородицы. В 1210 году великий пожар, уничтоживший половину города, разрушил собор. Через год на том же месте по велению архиепископа Обри де Умбера начали строить новое здание.
Строительство нового храма Божьей Матери, начатое в 1211 году, завершилось век спустя. Так появился собор Нотр-Дам-де-Реймс, восхищающий нас до сих пор.
В XIV веке храм пережил 100-летнюю войну, попав на долгое время под власть англичан. В 1429 году в храм, освобожденный вместе с городом при участии войска Жанны де Арк, орлеанская Дева привела на коронацию Карла VII, что послужило освобождением Франции от англичан.
В честь замечательного события рядом с Реймским собором возвышается конный памятник смелому военачальнику – Жанне де Арк.
Во время Первой мировой войны бомбардировки повредили витражи и статуи собора. После реставрации храм открыли для посещения в 1938 году, хотя отдельные фрагменты реставрируются до сих пор. Собор остался незавершенным: по плану архитектора, здание должны венчать несколько ажурных островерхих башен. Построено две таких башни, но, несмотря на это, Реймский храм остается шедевром зрелой готики.
Место коронации монархов
Первым французским монархом, помазанным в Реймсе в 891 году, стал Людовик I, Благочестивый. Начало традиции коронования французских правителей в Реймсе положено в 1027 году.
По преданию, в 1027 году во время венчания на царство французского короля Генриха I с небес спустился голубь, который принес в клюве сосуд с благоуханным маслом миро, необходимым для помазания короля.
Случившееся чудо положило начало традиции коронования французских правителей в Реймсе. Каждому новому владыке французского трона архиепископ при помазании добавлял священную каплю миро. Последним королем, помазанным на царство в 1825 году в соборе, стал Карл X.
Здесь же, в Реймсском соборе, русская княжна Анна Ярославна, стала французской королевой. 19 мая 1051 года 40-летний король Генрих I обвенчался с младшей дочерью Киевского князя Ярослава Мудрого. В браке с русской княжной-красавицей у Генриха родилось четверо детей.
Франкфуртский собор
Еще одно название собора – Императорский собор святого Варфоломея. Он расположен во Франкфурте-на-Майне и является наиболее крупным в этой области духовным памятником. Здание выстроено из красного кирпича.
Раньше в этом соборе проводились церемонии коронации императоров Священной Римской Империи. На протяжении всей истории это здание было кайзерским, а не кафедральным собором. В 19 веке Франкфуртский собор стал символом единения германской нации.
Шпиль собора имеет высоту 95 м. Общая длина здания – 64 м, высота купола – 23 м.
Интересные факты:
- Известно, что ранее участок, на котором теперь стоит Франкфуртский собор, был островом. Результаты раскопок показали, что на этой территории люди жили еще со времен неолита.
- Собор обрел черты, присущие готическому стилю, в 13 веке. Свой сегодняшний вид он обрел только в 15 веке.
- В марте 1944 года в ходе авианалета собор святого Варфоломея получил сильные внешние повреждения, а интерьер был уничтожен практически полностью. К счастью, все произведения искусства и прочие ценности, которые хранились в нем, были заранее вывезены в безопасные места, а после того как ситуация стабилизировалась, возвращены обратно.
В Германии есть большое количество соборов, выполненных в готическом стиле. Большинство из них были построены в 10-13 веках и претерпели некоторые изменения, поскольку пережили различные катастрофы и войны. Вместе с тем эти здания сохранили характерные черты стиля до сегодняшнего дня. Некоторые из них входят в список Всемирного культурного наследия человечества.
Заключение
Готический стиль ознаменовал целую эпоху в истории средневековой Европы. Переход к данному направлению стал возможным благодаря изменениям не только в эстетическом восприятии, но и научному и техническому развитию. В целом готический стиль отличается особой монументальностью, стремлению к возвышенному. Однако данное направление ещё не отличается ни особым изяществом, ни роскошью. Хоть в искусстве и начинают отражаться обыденные сцены, религиозная тематика всё ещё остаётся главенствующей.
Это же можно проследить и в других исторических стилях, таких, как античный стиль. Что же касается дальнейшего развития стилей, определяющих роскошь и достаток, то это все прослеживается в барокко и викторианском стиле.
Рекомендуем также ознакомиться с нашей статьей о том, что такое Ампир и стилем Рококо в искусстве.