Уроки резьбы по дереву для начинающих

Резьба по дереву для начинающих: инструменты, мастер-класс, советы, трафареты и шаблоны для будущих мастеров

В прошлые века техниками ручного ремесла владел почти каждый житель нашей страны. Работа руками подразделялась на женские и мужские виды. Сегодня же гендерные границы несколько размыты, и каждый может выбрать любое дело по своему вкусу. Мало кто выбирает устаревающие виды ручного труда в качестве основного занятия, однако увлекательное хобби хочется иметь большинству. Один из видов искусств, которые можно выбрать в качестве хобби – резьбу по дереву для начинающих. Очень красиво выглядят резные элементы на шкатулках, рамках для фотографий и картин, а также предметах мебели и интерьера. 

Виды резьбы по дереву

Резьба по дереву — древнее искусство, которое в старину называли «Резное дело». В каждом уголке страны вид резьбы отличался отдельными элементами или узорами. Резное изделие можно изготовить практически из любой породы дерева. Как правило, для резьбы используют мягкие породы — липу, ольху или осину. Также используются и твердые породы, которые считаются более долговечными. К ним можно отнести дуб, вишню, бук, орех, яблоню.

Существуют следующие виды резьбы по дереву:

  • Ажурная резьба
  • Накладная
  • Объемная
  • Геометрическая
  • Контурная
  • Рельефная

Прорезная (или ажурная) резьба

Такой вид резьбы на Руси считался изыском. Ажурной резьбой с красивыми узорами зачастую были украшены фасады умельцев или состоятельных людей. Изделие с эффектом воздушного узора изготовить довольно просто, что объясняет большую популярность прорезного вида резьбы. Ажурную резьбу выполняют на заготовках 5−20 мм. Этот способ также называют сквозным или пропильным. Используется ажурная резьба для декоративного украшения домов, карнизов и других элементов жилища. Изюминка ажурного рисунка в том, что, солнечный свет, попадая на него, создает красивую кружевную тень.

Накладная резьба

Это одна из разновидностей ажурной резьбы. Орнаменты, выполненные прорезным способом, прибиваются или приклеиваются на уже готовое изделие. Такой способ также называют мебельной резьбой.

Объемная резьба (или скульптурная)

Это изделие, выполненное в трехмерном изображении. Можно выполнить или цельную скульптуру, или какую-либо часть, выделяющуюся от общего фона заготовки. Для работы этим способом требуется мягкая древесина — липа, ольха и т. д. В начале работы выполняется черновая обрубка, а после уже прорабатывают контуры рисунка стамеской. Самые маленькие, декоративные детали изготавливают при помощи стамески, ширина которой всего 25 мм. Готовую вырезанную фигуру отшлифовать и покрыть лаком или краской.

Геометрическая резьба

Геометрическая (или клинообразная) резьба представляет собой орнамент, сделанный по эскизам путем сочетания различных геометрических фигур. Для создания необходимой комбинации из фигур используют специальные рисунки для резьбы по дереву. Для начинающих рекомендуется применять такую разновидность геометрической резьбы, как скобчатая плоско-выемчатая резьба, поскольку этот способ значительно проще.

Контурная резьба

Такой способ резьбы выполняется путем вырезания на заготовке углубленных линий, формирующих контур нужного рисунка. Контурную резьбу можно сравнить с рисунком по дереву режущим инструментом вместо карандаша. Этот способ хорошо сочетается с другими видами резьбы или с росписью.

Рельефная резьба

Различают два вида рельефной резьбы: плоскорельефная и глухая. Рельефная резьба отличается привлекательным декоративным видом богатых композиций. Также прекрасно сочетается с другими способами резьбы по дереву.

Плосковыемчатая резьба

Этот вид резьбы характерен тем, что основой в этом случае выступает плоский фон, а уже сами элементы резьбы углублены в него — нижний уровень элементов резьбы расположен ниже уровня фона. Различают несколько подвидов плосковыемчатой резьбы:

контурная – рисунок на плоском фоне получается при помощи желобков-канавок, которые могут быть полукруглыми или треугольными, это зависит от выбора стамески для резьбы по дереву, хотя такого эффекта можно добиться и обычным ножом

Контурная резьба

Эскиз розетки

Эскиз для контурной резьбы

скобчатая – рисунок создается путем нанесения на плоский фон полукруглых насечек-скобок

геометрическая резьба по дереву (трехгранная, трехгранновыемчатая) – в этом случае используется два типа элементов: колышек и трехгранная пирамида, заглубленная внутрь. Для их получения используют особые ножи для резьбы по дереву – косяки. С помощью колышков и пирамид, используемых многократно, на разных расстояниях и под разным углом можно получить узоры в виде геометрических фигур: ромбы, цепоски, сияния, соты, витейки и т.д.

Шкатулка с геометрической резьбой по дереву

Эскиз розетки с геометрической резьбой

Красивый интерьер с резной мебелью

чернолаковая резьба – в этом случае в качестве фона использую плоскую поверхность, покрытую черной краской или лаком. На этом фоне рисунок создается при помощи канавок – за счет разного профиля и глубины канавок можно получить оригинальную игру светотеней, а черный фон контрастно подчеркивает вырезанные светлые канавки

Чернолаковая резьба — очень интересный способ резьбы

Что такое контурная резьба?

Резьба по дереву в контурной технике часто встречается на деревянных изделиях разных народов страны. Орнамент в ней наносится на поверхность углубленными линиями. На протяжении всего рисунка глубина и ширина прорезей сохраняются неизменными, но могут и различаться в зависимости от замысла мастера и рисунка для контурной резьбы по дереву. Разница в глубине и ширине прорезных контуров придает узору пластичность и изысканность. Резьба в контурной технике кажется на первый взгляд простой и легкой, однако добиться качественного и эстетичного рисунка можно только после получения необходимых навыков и изучения приемов кудринской и геометрической техник.

Копировальное кольцо

Самые различные приспособления для ручного фрезера позволяют существенно упростить процесс обработки различных заготовок. Копировальное кольцо для фрезера – обычное изделие, выступающее как бортика. В свое время проведения работы кольцо скользит вдоль используемого шаблона, задавая положение фрезера по дереву. Станочные варианты выполнения быть изготавливаться с внедрением различных материалов. Тут создаются различные механизмы крепления:

пантера ручным фрезером. интарсия вживление дерева в дерево

  • Винтовые.
  • В виде резьбового отверстия.
  • При применении особенных усиков.

Стоит учитывать, что применяемые кольца обычно имеют поперечник, значение которого приближено к фрезеру. Но, в свое время проведения обработки оно не должно касаться кольца, так как это приведет к повреждению режущего инструмента.

Копировальное кольцо для фрезера

Крепление копировального кольца также может проводиться при применении распространенных струбцин. В процессе производства колец применяется сталь, рассчитанная на прикладывание усилия. Мягкие сплавы не употребляются из-за того, что они естественно деформироваться, и этом приведет к жестоким погрешностям.

Особенности материала для резьбы по кости

Вид готовых изделий во многом зависит от материала, который был применён для их создания. Кости всех видов животных проходят предварительную подготовку, обезжириваются, отбеливаются, разрезаются на части необходимого размера. Знание особенностей их строения позволяет мастеру с наибольшей выгодой использовать их в своем изделии.

Резьба по кости мамонта позволяет получить неограниченное количество вариантов изделий. Кость мамонта мягче моржовой, легче обрабатывается, даёт возможность для применения различных техник, в том числе и сквозную резьбу. Из его бивня можно получить скульптуру довольно больших размеров. К тому же, в следствии залегания в вечной мерзлоте, кости мамонта могут быть окрашены в различные тёмные цвета, что с успехом используется мастерами в декоративных целях.

Резьба по слоновой кости мало чем уступает обработке костей мамонта. Создавая изделия из слоновой кости, так же можно применять ажурные орнаменты, рельефную резьбу, хотя её белизна требует чёткой проработки рельефных линий, с тем, чтобы получить наилучший контраст света и тени. Не ограничивает слоновая кость и форму изделий, позволяя получить изящные статуэтки приличных размеров.

Современные мастера резьбы по кости создают свои изделия в лучших традициях этого искусства. Статуэтки и ларцы, изготовленные в наши дни, всё так же поражают воображение своей красотой и выразительностью, обладают высокой художественной и материальной ценностью.

https://reznoe7.ru/rez-ba-po-kosti.

Этапы работ по дереву

Резьба по дереву (картинки с изображениями разных технологий помогут начинающим понять, как правильно работать с древесиной) всегда начинается с идеи. Мастер придумывает узоры и делает схематичный набросок на бумаге, который потом переносит на деревянную поверхность с помощью простого карандаша или маркера.

Затем он вырубает грубый узор, потом срезает углы и делает линии плавными. Обрабатывает фон, шлифует все детали и покрывает готовое изделие лаком.

Далее в статье можно прочесть описание этапов работы в разных техниках.

С домовой резьбой

Резьба по дереву (картинки нужны для верного представления основ технологии) этого типа схожа со сквозной техникой. Мастер делает сквозные пропилы в заготовке, полностью удаляет фон и оставляет только ажурные узоры. Такой резьбой украшают наличники окон, дверные проёмы и крыши домов.

Работа осуществляется в 3 этапа:

  1. Выбор стиля. Все узоры должны гармонировать между собой, поэтому мастер сначала выбирает подходящие трафареты. Затем переносит их на заготовки.
  2. Фон удаляется при помощи дрели и лобзика. Орнамент вырезают вручную стамесками и ножами.
  3. Готовую работу шлифуют и покрывают лаком.

Для домовой резьбы выбирают древесину твёрдых пород. Она не склонна к гниению и расслаиванию, поэтому способна прослужить более 20 лет.

Резной декор по дереву с объёмной резьбой

Резьба по дереву (картинки отображают порядок действий при работе) с выпуклыми узорами осуществляется в 6 этапов.

Их можно рассмотреть на примере изготовления крупной броши с изображением гор:

  1. Мастер вырезает круглую заготовку и переносит на неё эскиз.
  2. Используя ножи и стамески, он вырезает небольшие углубления по нарисованным контурам.
  3. С помощью специального ножа резчик придает узорам округлые очертания, убирает острые углы и засечки.
  4. Шлифует изделие, используя наждачную бумагу разной зернистости и абразивную губку.
  5. Раскрашивает изделие красками.
  6. После полного высыхания обрабатывает поделку восковой мастикой.

Для таких работ подходит древесина мягких пород. На ней проще создать плавные контуры и выпуклые элементы.

С геометрической резьбой по дереву

Резьба по дереву (картинки помогут правильно сделать разметку) с геометрической резьбой довольно простая в исполнении. Больше всего времени уходит на создание эскизов и разметку.

На примере изготовления шкатулки, можно рассмотреть 5 основных этапов работы:

  1. Сначала нужно продумать расположение и форму узоров на каждой стенке шкатулки, а также на крышке. Потребуется составить схематический чертёж.
  2. Затем изделие разлиновывают, рисуют ровные клетки со всех сторон.
  3. По клеткам составляют задуманный узор.
  4. Начиная с краёв, двигаясь к центру, узор нужно вырезать на каждой стороне шкатулки.
  5. В конце изделие шлифуют наждачной бумагой. Периодически сметая крошки специальной щеткой.

Изделия, которыми будут активно пользоваться, мастера покрывают лаком. Можно выбрать бесцветное покрытие или цветное, имитирующее натуральные оттенки других древесных пород.

С прорезной

Это сквозная резьба, где фон полностью удаляется с помощью лобзика, а узор остаётся.

Работа осуществляется в 4 этапа, которые можно рассмотреть подробнее на примере изготовления подставки для книг:

  1. Мастер подбирает эскиз, переносит его на бумагу и наклеивает поверх деревянной заготовки.
  2. Дрелью сверлит отверстия. Куда будет вставляться полотно лобзика. Затем выпиливает узор, удаляя фон.
  3. Шлифует изделие наждачной бумагой разной зернистости.
  4. Соединяет части подставки при помощи клея и покрывает цветным лаком.

Для изделий с прорезными узорами рекомендуется использовать древесину твёрдых пород.

Что это такое?

Геометрическая резьба по дереву – пожалуй, один из самых сложных видов декорирования деревянных предметов.

Как правило, если мастер имеет достаточно опыта и твердую руку – геометрия в узоре заметна невооруженным взглядом.

Конечно, век современных технологий позволяет изготовить такие изделия и при помощи специальных станков, но невозможно гарантировать того качества и аккуратности, которые прослеживаются в работах профессионального опытного мастера. Что уж говорить об эксклюзивности изделия и о том, что такую красоту можно создать лишь от чистого сердца, вложив в работу частицу души.

Стоит отметить, что сама резьба не несет в себе никакой функциональности и используется исключительно в качестве декора.

Рабочее место резчика

Профессиональные резчики работают за верстаком. Начинающим можно ограничиться столешницей. Она должна быть устойчивой и широкой. Высота стола регулируется под мастера индивидуально. Чтобы не напрягать спину и чувствовать себя комфортно, следует выбрать столешницу высотой до пояса, но не выше.

Столешницу нужно регулярно протирать и следить за её состоянием. При работе ножи часто соскальзывают и втыкаются в стол, от чего формируются зазубрины, которые нужно зашлифовывать. Чтобы минимизировать повреждения, необходимо соблюдать правила пользования столешницей. Нельзя бросать на неё острые инструменты, рубить на ней топором и забивать гвозди.

Для работы нужно хорошее освещение. Установить столешницу у окна недостаточно. Потребуется ещё 2-3 светильника, которые будут освещать рабочую зону с разных сторон. Устанавливать лампы следует выше глаз резчика, чтобы они не слепили его. Можно приобрести осветительные приборы на гибких ножках, которые можно будет наклонять в любые стороны.

Как создаются резные скульптуры?

После приобретения необходимого набор, и определившись, какую именно фигуру мы вырезаем из дерева, можно приступать к непосредственной работе.

Резные фигурки из дерева.

Основные ее этапы:

  1. Создание эскиза будущей скульптуры. При помощи карандаша, на листе бумаги рисуем эскиз того персонажа, который будем впоследствии вырезать, например животного (см. фото). Лучше, если сделать несколько вариантов: вид спереди, сзади и сбоку.
  2. Далее, наброски переносим на заготовку. Чтобы контуры были хорошо видны, обводить их лучше несколько раз.
  3. Выбираем подходящий инструмент, в зависимости от того, какие фигурки животных будут изготавливаться. Очень удобно, если предварительно слепить эскиз из пластилина будущей из дерева фигурки.
  4. Обрезаем лишние части заготовки, которые больше не пригодятся для работы. Делать это удобней ножовкой или топориком, придавая будущему животному, обобщенный геометрический вид. Срезы необходимо делать по контуру, пока деревянный брусок не примет нужную форму.
  5. Затем уже, начинаем вырезать мелкие детали. Для этого тоже лучше воспользоваться предварительным нанесением контура на брусок, чтобы избежать ошибок. Используют при этом, нож-косяк и стамески.
  6. При помощи ножа для резьбы оформляем контуры каждой части будущей статуэтки. Чтобы удобнее было работать, вырезать начинают с углов бруска, производя разделение детали на восемь граней.
  7. Срезая постепенно все более тонкий слой дерева, заготовке придается необходимая форма, с учетом рельефа будущей фигурки.
  8. Очень тщательно прорабатываются все углубления, используя копьеобразное лезвие, а все края формируются при помощи угловой стамески.
  9. Когда в статуэтке запланированы сквозные отверстия, сделать их необходимо при помощи тонкого сверла, а затем обработать края резцами.
  10. На места с гладкими поверхностями наносится повторяющийся рельеф.

Шлифовка фигурки из дерева.

Когда же деревянная статуэтка уже готова, наступает очередь завершающего этапа. При помощи наждачной бумаги, отшлифовываются все элементы фигуры, которые по задумке выглядят абсолютно гладкими. А такие поверхности, которые имитируют мех или чешую рыбы, также необходимо обрабатывать абразивом, чтобы не было заусенцев

Но это очень деликатная работа, и выполнять ее нужно предельно осторожно, чтобы не испортить всю текстуру

После такой обработки, изделие тщательно протирается от пыли. А затем обрабатывается специальным раствором, который сможет защитить древесину от гниения и вредных микроорганизмов.

После высыхания, изделие покрывается лаком, что защитит его от влаги. И оно, наконец, приобретает законченный и привлекательный внешний вид.

Все вышеизложенные советы, помогут ответить на главные вопросы, как вырезать из дерева красивые изделия, и как сделать это наиболее качественно. Но в любом случае, изготовление различных фигур требует опыта, только теории здесь будет недостаточно. И начинать, конечно, нужно с самого простого. Перед работой изучить различные материалы и фото готовых изделий. И когда будут освоены основные приемы резьбы, создать фигурку медведя или слона для украшения сада, не составит уже особого труда.

Подрезание

Подрезание выполняют тем же инструментом либо более отлогой стамеской, отступая от центра линии орнамента на полтора миллиметра во внешнюю сторону и углубляя стамеску в древесину, срезая стружку несколькими движениями. При небольшом радиусе скругления надрез выполняется не всем лезвием стамески, а только одним углом, причем второй угол должен выходить наружу. Такая техника позволяет выполнять закругления разного радиуса при наличии минимального числа стамесок. Прием незаменим при работе в технике не только контурной, но и значительно более сложной рельефной резьбы.

При отсутствии в распоряжении полукруглых стамесок закругленные элементы в контурной резьбе выполняются обычным косым ножом. Однако при такой работе стоит иметь в виду то, что острота угла заточки клинка зависит от диаметра окружности: чем он меньше, тем острее должно быть лезвие. Косой нож может двигаться в разных направлениях для оформления запланированного орнамента.

Для упрощения и удобства процесса контурной резьбы по дереву мастер может поворачивать заготовку в разные стороны. Для этого древесина вынимается из державок или станка, переставляется и вновь зажимается. Со временем столяр приучается резать в разных направлениях, не трогая заготовку во время работы и не переставляя ее. По этой причине контурная резьба выполняется стоя — такое положение дает большую свободу действий столяру и делает все линии более непрерывными и плавными, что считается залогом качественного исполнения художественного узора в подобной технике.

Правила безопасности резчика по дереву

Рабочий стол должен быть достаточно прочным и устойчивым (не качаться и не двигаться при резьбе).
При работе следует пользоваться специальными приспособлениями для крепежа обрабатываемых деталей

Это обезопасит и ускорит процесс работы.
Освещение в рабочем помещении должно быть достаточным и располагаться так, чтобы во время работы резчик не загораживал его своим телом.
При заточке инструмента на электро- точиле нужно пользоваться защитными очками.
Нельзя проверять остроту заточки инструмента пальцем (для этой есть деревянный брусок).
Нельзя резать на себя, а также нужно следить, чтобы по ходу движения инструмента не находилась свободная рука.
Следует загромождать рабочее место посторонними предметами.
Следует соблюдать чистоту на рабочем месте (лучше в процессе работы несколько раз убрать стружку со стола, чем, смахивая ее в конце работы, неожиданно наткнуться на нож-косяк или стамеску).
Для уборки рабочего места нужно воспользоваться cneциальными щетками.
Инструменты следует всегда класть на свое место (преимущество, а главное безопасность этого неоспоримы, так как в этом случае они уже точно не упадут со стола и никого не поранят).
При пользовании электроинструментом необходимо следить за исправностью не только самого инструмента, но и электропровода (он не должен перекручиваться во время работы и оставаться перекрученным в процессе хранения).
Следует обращать внимание на аккуратность подключеиия электроинструмента, особенно если одновременно подключено в розетку несколько электроприборов. Возникает опасность запутаться в проводах, что может привести к падению и повреждению инструментов и, что еще хуже, к различным травмам, которые можно получить в результате их падения.
Необходимо помнить, что электроинструмент имеет свойство либо вращаться, либо двигаться вперед-назад, поэтому необходимо быть крайне внимательным при работе с ним.
Если рабочее помещение подключено к трем фазам, то следует помнить, что трехфазное оборудование нельзя эксплуатировать без заземления.

И немного о пожароопасности. Сухая стружка легко воспламеняется, поэтому лучше проследить, чтобы в процессе работы не было ее контакта с нагревательными приборами. Древесина начинает обугливаться при 214-216 °С, а при повышении температуры происходит ее возгорание. При попадании на стружку прямого огня она моментально вспыхивает.

Также нужно быть внимательным при изготовлении восковой мастики. Разогревать ее лучше на электроплитке, а не на открытом огне. Что касается нитролаков, то пользоваться ими следует только в хорошо проветриваемом помещении (лучше всего это делать на балконе).

В рабочем помещении обязательно должна быть аптечка. Те, кто уже давно занимаются резьбой и имеют мастерскую или стол-верстак, могут подтвердить правоту написанного, а возможно даже дополнить вышеизложенное.

Как уберечься от травмы при резьбе по дереву

Любой инструмент мастера-резчика может сравниться с опасной бритвой, поэтому, работая с ним, нужно четко соблюдать меры безопасности. Материал нужно расположить так, чтобы ножом или стамеской можно было работать свободно, исключив возможность попадания острым краем по рукам.

Место для работы должно быть удобным и чистым. Все лишние в данный момент инструменты должны быть аккуратно сложены, ведь они очень острые и могут быть причиной травмы.

  • https://vplate.ru/rezba-po-derevu/geometricheskaya/
  • https://rubankom.com/predmety/promysly/309-geometricheskaya-rezba-po-derevu
  • http://nacrestike.ru/master-klassy-po-rukodeliyu/raznye-vidy-rukodeliya/rezba-po-derevu-dlya-nachinayushhih
  • https://lesoteka.com/obrabotka/geometricheskaya-rezba-po-derevu
  • https://masteridelo.ru/remeslo/derevo/rezba/geometricheskaya-rezba-po-derevu.html
  • https://masteridelo.ru/remeslo/derevo/rezba/derevo-dlya-rezby-po-derevu-osobennosti-materialov-i-kakie-porody-drevesiny-luchshe-vybrat.html
  • https://Proekt-sam.ru/rezba/geometricheskaya-rezba-po-derevu.html
  • https://WoodShpala.ru/oborudovanie/geometricheskaya-rezba-po-derevu-razdelochnye-doski.html
  • https://domsdelat.ru/plotnikam/geometricheskaya-rezba-po-derevu-dlya-nachinayushhix-eskizy-uzory.html
  • https://www.vseinstrumenti.ru/ruchnoy_instrument/stolyarno-slesarnyi/instrumenty_dlya_rezby_po_derevu/
  • https://DrevoGid.com/instrumenty/dlya-rezby.html
  • http://wood-petr.ru/dekorativnaya-rezba/tekhnika-bezopasnosti-pri-rezbe-po-derevu.php

Популярные породы

Ручная резьба может осуществляться на заготовках различной древесины. Однако существует несколько наиболее популярных пород, которым отдаются предпочтения. В их числе:

  1. Липа. Заготовки из этой породы хорошо поддаются обработке резцами и стамесками. Сама древесина имеет тонковолокнистую структуру, благодаря чему мастера могут выполнять сложные и деликатные орнаменты. Ровный белый цвет липы – ещё одна причина, по которой резчики выбирают именно эту породу.
  2. Ольха. Какая древесина для резьбы по дереву используется, если мастеру необходим уникальный оттенок породы? Прежде всего, конечно же, ольха. Такая древесина меняет цвет: изначально заготовка белая, однако со временем обретает красноватый оттенок, а потом – светло-розовый.
  3. Берёза. Отличается лёгкостью обработки, поэтому её часто используют при рельефной и геометрической резьбе. Из-за невысоких показателей прочности берёзовые заготовки применяют при изготовлении картин, панно и прочих декоративных изделий.
  4. Дуб. Какое дерево нужно для резьбы, если мастер желает изготовить статуэтку или декоративную мебель? Дуб станет лучшим выбором. Для него характерна высокая прочность, долговечность, устойчивость к повреждениям. Именно поэтому из дуба изготавливают скамейки, стулья, кухонную утварь и т. д.

Какие деревья годятся для резьбы, помимо названных пород? Прежде всего, это клён. Его древесина по цвету схожа с берёзой, однако отличается привлекательной текстурой и твёрдостью. Клён сложнее обрабатывать резцами (маленькими стамескам, церазиками, клюкарзами и т. д.), поэтому на заготовках создают крупный орнамент и сравнительно простые узоры. Также в резном искусстве широко используют сосну, кедр, тис и пихту. Их необходимо лучше подготавливать перед работой, так как в породах содержится много смол.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector